Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат февраля: Гармонь

Невозможно представить Россию без деревянных ложек, румяных матрёшек, золотой хохломы и голосистой гармони. История гармони насчитывает более 200 лет. Усилия многих поколений умельцев превратили этот музыкальный инструмент в технически крайне сложный механизм. В каждом городе и селе буквально до 90-х годов прошлого века все свадьбы, крестины и престольные праздники не обходились без душевной песни, задорной пляски или озорной частушки под гармонь. Каждого призывника по пути в военкомат, кроме родных, друзей и подруг, обязательно сопровождал удалой гармонист.
Гармони вязали (так среди мастреров называют процесс изготовления) в разных областях: Нижегородской, Вятской (ныне Кировской), Тульской, Саратовской, Орловской, Ярославской. Существуют инструменты фабричные и авторские. 

  

Семёновские гармони славятся на всю Россию-матушку и даже за её пределами. Это — заслуга местных кустарей-умельцев. Среди них - династия выдающихся гармонных мастеров братьев Потехиных, основателем которой является крестьянин из села Совинское Семёновского уезда – Павел Тюлюсов. В середине XIX века он наладил дома изготовление семиклапанных гармоник, научился лихо и весело на них играть, за что и получил прозвище «Потехин», в дальнейшем ставшее его фамилией и, можно сказать, фирменным знаком качества и звучности гармони. Сын его, Яков Павлович Потехин (1857-1937), и четыре его внука, Василий (1896-1937), Иван (1898-1957), Николай (1903-1942) и Борис (1908-1954), продолжили дело отца и деда, достигнув в ремесле такого искусства, что слава о потехинских гармошках по всей России пошла. Откуда только не поступали заказы в небольшую деревушку Совинское, какие только деньги не предлагали! Сто лет творили, разрабатывали, усовершенствовали гармонь несколько поколений Потехиных. Самым знаменитым мастером стал Иван Яковлевич. Ещё юнцом ему довелось повоевать на Первой мировой, потом — в Красной гвардии — и везде, само собой, с гармонью. Но ни слава, ни красногвардейское прошлое не спасли мастера: в 1937 году Иван Яковлевич и его старший сын Василий были репрессированы (впоследствии оправданы — посмертно). А пострадали за песни да за частушки, которые 80-летний семёновский мастер под аккомпанемент «фирменной» гармошки сына распевал в поезде, возвращаясь из гостевания на Бору. Дети всех четырёх братьев тоже были настоящими мастерами. Но самым талантливым из последних мастеров-потехинцев был Апполинарий Фёдорович Дворянинов, ладивший не более двух гармоний в год. С его уходом (1997) славная династия изготовления гармошек прервалась.

 

Коллекцию гармоней разных эпох можно увидеть в рамках постоянной выставки музея народного быта «Дом Семёна ложкаря». Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41. 

Экспонат ноября: Ложки "писанки"

Есть в коллекции музея необычные ложки, именуемые «писанками» и созданные по образу и подобию пасхальных яиц «писанок», хотя рисунки совершенно в обоих случаях разные. Название «писанка» идет от слова «писать». Процесс нанесения на ложки рисунка в старину называли «кропление», отсюда ещё одно название  - «ложка с кроплением».
О том, как появились такие ложечки  и кто первый автор росписи, известно благодаря редактору санкт-петербургского журнала «Северная пчела» Павлу Степановичу Усову, который побывал в Семенове в середине 
XIX века. Именно он первый в своей статье и рассказал о семеновских «писанках». Но в начале истории -  предыстория. 
Мы сейчас не можем себе представить, что поначалу ложку продавали «бельем», то есть белую и не окрашенную, стоила она очень дешево, и чтобы получить прибыль, нужно было изготовить огромную партию, да еще и сбыт найти. С этого и начинается история «ложки с кроплением»…

 

«В  Хвостиковской слободе я посетил, между прочим, ложкаря Аггея Масленникова» -  пишет в своей статье Павел Усов. «Его жена, Екатерина, дочь писаря, лет двадцати пяти, первая начала самоучкой рисовать на ложках разные предметы. Скупщики стали платить дороже за подобные ложки, вследствие чего по примеру Екатерины Масленниковой женщины бросили рукодельные работы и стали заниматься разрисовкою ложек… При мне в пять минут Масленникова гусиным пером разрисовала чёрную и красною краской пять ложек. На одной явился монастырь, на другой – женщина на стуле с самоваром, на третьей -  дерево, под которым мужчина держит за волосы женщину и бьёт её палкою, на четверной – извозчик с лошадью и т.д. Я нарочно перечислил предметы, изображенные на ложках, чтобы показать находчивость фантазии Масленниковой… Подобная разрисовка ложек теперь распространилась между крестьянами в Хвостиковской слободе и в деревне Ларионове, на реке Санохте. Первая лежит от Семенова в двух верстах, а последняя в пяти».

 

А вот как о ложках «писанках» пиешт репортер «Исторического вестника» Анатолий Леман (он прибыл в Семенов через три десятка лет после Усова П.С. и разыскал в Хвостиковской слободе Масленниковых). Он увидел зажиточную семью, где отцу-старику помогали взрослые дети – дочь Маша и сын Никифор. "Марья … принесла баночку с суриком, с черной и зеленой краской. Она взяла несколько гусиных перьев и с необыкновенной скоростью начертала толстогрудую барыню с длинным подбородком и крошечной шляпкой на взбитых волосах. Ручка у барыни вышла крошечная, детская, вокруг барыни крапильщица набросала фантастические цветы в виде роз и листьев….. На это потребовалось так мало времени, я не верил моим глазам. Молча и быстро она взяла другую белую ложку и на ней, как автомат, нарисовала точь-в-точь такое же изображение. Было ясно, что этой барыней кропили тут ложки тысячами, оттого так и набили руку…..»
Вот так и появились удивительные и интересные ложки с краплением, которые благодаря своим незатейливым, но очень необычным сюжетам можно рассматривать часами.  Такие ложки вы можете увидеть в экспозиции отдела народного быта и промыслов «Дом Семёна ложкаря».
 

Экспонат октября: Панно фестивальное «Золотая летопись веков»

Совсем недавно экспозиции музейно-туристического центра «Золотая Хохлома» пополнились еще одним уникальным изделием мастеров предприятия ЗАО «Хохломская роспись» - панно «Золотая летопись веков». Доброй традицией стало в Семенове не только ежегодно проводить яркий фестиваль народных промыслов, но и удивлять горожан и гостей праздника неповторимым символом. И 2016 год не стал исключением.
Новый символ всегда держится в секрете, и только перед самым фестивалем раскрывается тайна. А секретом и историей создания «Золотой летописи веков» делится с нами главный художник ЗАО «Хохломская роспись» - Елена Юрьевна Галкина. 

Панно фестивальное «Золотая летопись веков»

Панно фестивальное изготовлено вручную путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Габаритные размеры панно 2650*2250*35 мм. Панно состоит из нескольких элементов: рама шириной не более 150 мм, выполненная из лиственных пиломатериалов; филенка толщиной не менее 16 мм, выполненная из плитных материалов; накладные, резные, объемные фигуры, выполненные из лиственных пиломатериалов.  Все соединения элементов произведены на шипы с клеем, при необходимости дополнены шурупами.  На лицевой поверхности панно расположены несъемные, объемные декоративные элементы, отображающие зарождение и развитие промысла «Семеновской золотой хохломы». Центральной фигурой стала «Жар-птица», объединяющая историю от  скитов раскольников, художественной школы обработки древесины Матвеева Г.П., артели «Хохломской художник» до современного предприятия ЗАО «Хохломская роспись». По периметру рамы предусмотрены накладные резные объемные элементы, повторяющие травный рисунок в стиле «хохломской» росписи, применена древесина лиственных пород. На лицевых поверхностях панно вручную нанесен орнамент в стиле «хохлома». Рисунок выполнен видом росписи «кудрина», на золотой подложке, с фоном преимущественно черного цвета,  с добавлением растительных орнаментов, разживок красного, серебрянного и желтого цвета.

 

Подставка под панно фестивальное

Габаритные размеры подставки под панно фестивальное 1800*2900*2250 мм, подставка изготовлена из металлического профильного уголка сечением полки не менее 35 мм. Все соединения неразъемные, сварные. Крепление панно на подставку производиться при помощи винтов М10, через лицевую поверхность. 

Время и место изготовления

Изделие было изготовлено с марта по июнь месяц 2016 года на предприятии ЗАО «Хохломская роспись» и стало символом XIII Международного Фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» приуроченного к 100-летию основания промысла в г. Семенов.

 

 

 

В оформлении изделия присутствует оригинальность и разнообразие хохломской росписи, присущие  Семеновской земле. Орнамент – декоративно богатый и изысканный, строгий и роскошный одновременно, требующий большой фантазиии мастерства. Ведущая линия орнамента плавно огибает поверхность и диктует расположение и композицию цветов и накладных элементов. Панно украшают диковинные цветы - крупные, выразительные, не похожие один на другой. При изготовлении панно использовались современные технологии. Вначале была разработана модель, предусматривающая накладные элементы, и под них была написана специальная программа, затем каждый элемент был изготовлен на станке с числовым программным управлением. Эту работу выполнял инженер-технолог Устюжанинов М.В.. Над авторской росписью работали Заслуженные мастера РФ, члены союза художников России, художники творческой лаборатории предприятия ЗАО «Хохломская роспись»: Швецова В.К., Лопаткина А.Д., Фролова И.А., Нечаева Р.Н., Иванова М.Л., Грибова Л.Н., Напылова Н.Н., Шипулина В.В., Масленникова Т.Г., Ушакова Н.В.


Увидеть этот и другие символы Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома» можно в музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома» по адресу: Нижегородская область, г, Семенов, ул. Чкалова, д.18В.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41 

Экспонат июня: Домовая резьба

Уникальный код дерева.

Издавна семёновский край славился искусством резьбы по дереву. У нас и сегодня почти каждое окно частного дома одето в деревянное кружево. Листья, круги, витиеватые линии – что это за знаки, откуда они взялись, и какой тайный смысл несут в себе замысловатые узоры?

История деревянной резьбы уходит корнями в далёкое прошлое. Чтобы узнать её, перенесёмся в эпоху Петра I и ранее – туда, где в России начинали строить массивные корабли на английский и голландский манер, богато украшая их корабельной резью. Постепенно в резьбу стали одеваться и суда на Волге, и сохранились множественные свидетельства о деревянных парусных кораблях конца 17 века, несущих на своих бортах причудливых деревянных птиц, животных и мифических существ. В те стародавние времена всё имело значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка... По верованиям наших предков знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали богатству и процветанию.
Зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов. Чаще всего для этой работы использовали сосновые и еловые породы дерева. Вот так с кораблей деревянный декор перекочевал на избы.

  

Заволжский край никогда не был богат хорошей пахотной землёй – каждый клочок приходилось отвоёвывать у топких болот и непроходимых лесов – зато дерева кругом было вдосталь. Неудивительно, что доставшиеся нашим далёким предкам скудные земли и богатые лесные массивы привели к зарождению и развитию на территории Нижегородского Заволжья деревянного промысла. Полюбили мастера это затейливое и прибыльное дело. Как волшебники, в своих избах они превращали грубые куски дерева в настоящие шедевры народного искусства. Нижегородский край давно стал краем наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву.
Наличники на окнах – относительно недавнее  изобретение, им приблизительно 300 лет. Оконные проёмы, конечно, существовали, но большое и красивое окно было привилегией богатых домов. С появлением инструментов и артелей умельцев резьбой стали украшаться дома купцов и зажиточных крестьян. Заказывали наличники, чтобы подчеркнуть статус владельца и защититься от злых сил. В городах и сёлах появлялись целые улицы, сделанные в одном стиле.

  

Традиционную домовую резьбу именовали глухой. Её особенность в том, что толстые доски прорезывалась лишь наполовину, и рисунок выглядел объёмным, возвышаясь над фоном. Большое внимание мастера уделяли крышам. Ярко украшенные коньки – это дань уважения к лошадям, к их силе и выносливости. Обычно конёк делали из цельного большого ствола дерева, который удерживал всю крышу. Под скатом вырезали прямоугольники – символы земли, а ещё косички и змейки – знаки воды. Крепко-накрепко, на века зашифровывали свой уникальный код заволжские умельцы, работы которых до сих пор поражают знатоков.
На современных домах часто встречается ажурная прорезная резьба, которая появилась совсем недавно, около века назад. Делают её чаще всего из той же сосны, но толщина узора составляет всего 12 см. Для сохранения и придания яркости такую резьбу покрывают краской или лаком. С наличником дома смотрятся особенно нарядно и привлекательно.
В нашем старообрядческом крае в узорах воплощалась чистота помыслов и вечность жизни, поэтому часто использовались фигуры птиц, Берегинь, знаки солнца.
В Семёнове на улице Ванеева сохранился дом постройки конца 19 века, слуховое оконце которого выполнено в виде полусолнца. Такое украшение было распространено в домах древлеправославных христиан.

  

Образцом мастерства выполнения кружевного деревянного узора можно считать дом № 14 по той же улице Ванеева. Ажурные прорезные узоры с декоративными досками-прицелинками напоминают кружевную ленту, создающую игру света и тени. Этот дом, принадлежавший торговцу ложками Сергееву, считается памятником градостроительства и архитектуры.
Очень интересен тот факт, что, пройдя сквозь века, резьба по-прежнему продолжает нести сакральное значение. Символы воды, земли, воздуха и солнца можно встретить почти в каждом деревянном узоре. Наблюдая и разгадывая окна Семёнова, можно раскрыть немало секретов о прежних владельцах и искусных мастерах.

 

Большую коллекцию резьбы по дереву (в том числе и домовой резьбы)
можно увидеть в историко-художественном музее нашего города
по адресу: ул. Ванеева, д.5
 

Экспонат сентября: Золотное шитье

В экспозиции Историко-художественного музея представлены изделия нижегородского золотного шитья: платок-«головка» и платок с золотым и серебряным шитьем по  шелку.
Золотная вышивка – один из самых старинных и уникальных видов высокохудожественного  народного искусства в Нижегородском крае. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными  элементами гардероба состоятельных женщин. Сверкающий узор украшал праздничный женский костюм, который являлся гордостью семьи. Его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. О владелице золотного плата или душегреи знала вся округа.

  
Платок-"головка" из коллекции историко-художественного музея г. Семенова

Для  нижегородского золотного шитья характерен крупный густой узор. Центр его – вазон, с выходящими из него листьями и цветами, виноградными  гроздьями, а также лентами, бантами. Здесь шили на бархате и шелке вишневого, синего, коричневого, малинового и лилового цветов.
Мастерица сначала составляла рисунок будущей вышивки. Для этого бралась толстая белая бумага. Готовый узор прокалывался по контуру и клался на материю, чтобы сделать «припорошку»  мелом и получить слабый отпечаток проколотых точек. Бумага красилась в желтый цвет отваром шафрана, и, по высыхании, из нее вырезались все крупные части узора и наклеивались на материю. Эта «карта»  затем зашивалась металлической нитью. Последнюю сквозь ткань не пропускали, а оставляли только на поверхности, прикрепляя простой ниткой через проколы. Эффектны большие плоскости шитья, сделанные в узор: цветочками, шариками, углами, в развод. Главные части рисунка, получавшие при экономном расходе материала эффектный рельеф, дополняли мелкими завитками, усиками и разброской кусочков канители и блесток по фону. Мимолетная фантазия мастериц получала тут полную волю потому, что ветки и разброски шились без всякого узора.

  
Платок с золотым и серебряным шитьем по  шелку из коллекии историко-художественного музея г. Семенова

Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения,  поэтому не была широко распространена. Крупным промысловым центром золотной вышивки являлся Городец.  Лучшие мастерицы знали более 100  усложненных вариантов вышивки, а также старинный петельный шов, состоящий из золотых или упругих серебряных петель, густо заполнявших основные мотивы орнамента.
Все желающие купить  золотошвейные изделия съезжались на базары и ярмарки  сел и деревень  семеновского уезда - в села Бор, Кантаурово, Чистое поле, Рожново.  В числе товаров, привезенных на ярмарку, среди гончарного, железного, валяльного промыслов, деревянной посуды и столярных изделий выделялись золотного шитья платки и душегреи.
Член Нижегородского статистического комитета А.Ф. Мартынов  побывал на Бору в 1867 году. Посетив Сергиевскую ярмарку, он писал: «В первый раз (а мне довелось побывать на многих сельских ярмарках, и в разных губерниях),  бросались мне в глаза лавочки с золотошвейными крестьянскими уборами, т.е. шелковыми платками, вышитыми золотыми блестками, в роде древней» фаты, повойниками и т.п. Эти лавочки, по моему мнению, составляли главное убранство, роскошь сельской ярмарки и  резко кидались в глаза; деревенские щеголихи часто толпились у них».

 
Мастер-класс по золотному шитью от Ольги Юрьевны Калягиной в МТЦ "Золотая Хохлома"

Сейчас продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства является ООО Городецкая золотная вышивка». Также тайны древнего искусства раскрываются семеновцам в авторских работах художницы Ольги Юрьевны Калягиной, чью коллекцию в данный момент можно увидеть в холле 2 этажа МТЦ «Золотая Хохлома».

Адреса: 
- Историко-художественный музей - ул. Ванеева, д.5 (тел. 8 (83162) 5-61-41);
- Музейно-туристический центр "Золотая Хохлома" - ул. Чкалова, д.18В (тел. 8 (83162) 5-61-41). 

Экспонат августа: Коромысло

Коромысло - деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Век назад считалось одним из первостепенных предметов сельского быта. Сейчас коромысло уже почти нигде не увидишь, разве что в далекой глубинке, или же в музее. В экспозиции «Дома Семёна ложкаря» находится старинное коромысло с цветным рисунком.

 

Бытовало поверье, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, мыть овощи и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой.
У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади.

 

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,

«Двое купаются, а третий дивуется»,

«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».

«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».

«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».

«Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!»

 

Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.
Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более. В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

Экспонат июня: Домовая резьба

Уникальный код дерева.

Издавна семёновский край славился искусством резьбы по дереву. У нас и сегодня почти каждое окно частного дома одето в деревянное кружево. Листья, круги, витиеватые линии – что это за знаки, откуда они взялись, и какой тайный смысл несут в себе замысловатые узоры?

История деревянной резьбы уходит корнями в далёкое прошлое. Чтобы узнать её, перенесёмся в эпоху Петра I и ранее – туда, где в России начинали строить массивные корабли на английский и голландский манер, богато украшая их корабельной резью. Постепенно в резьбу стали одеваться и суда на Волге, и сохранились множественные свидетельства о деревянных парусных кораблях конца 17 века, несущих на своих бортах причудливых деревянных птиц, животных и мифических существ. В те стародавние времена всё имело значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка... По верованиям наших предков знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали богатству и процветанию.
Зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов. Чаще всего для этой работы использовали сосновые и еловые породы дерева. Вот так с кораблей деревянный декор перекочевал на избы.

  

Заволжский край никогда не был богат хорошей пахотной землёй – каждый клочок приходилось отвоёвывать у топких болот и непроходимых лесов – зато дерева кругом было вдосталь. Неудивительно, что доставшиеся нашим далёким предкам скудные земли и богатые лесные массивы привели к зарождению и развитию на территории Нижегородского Заволжья деревянного промысла. Полюбили мастера это затейливое и прибыльное дело. Как волшебники, в своих избах они превращали грубые куски дерева в настоящие шедевры народного искусства. Нижегородский край давно стал краем наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву.
Наличники на окнах – относительно недавнее  изобретение, им приблизительно 300 лет. Оконные проёмы, конечно, существовали, но большое и красивое окно было привилегией богатых домов. С появлением инструментов и артелей умельцев резьбой стали украшаться дома купцов и зажиточных крестьян. Заказывали наличники, чтобы подчеркнуть статус владельца и защититься от злых сил. В городах и сёлах появлялись целые улицы, сделанные в одном стиле.

  

Традиционную домовую резьбу именовали глухой. Её особенность в том, что толстые доски прорезывалась лишь наполовину, и рисунок выглядел объёмным, возвышаясь над фоном. Большое внимание мастера уделяли крышам. Ярко украшенные коньки – это дань уважения к лошадям, к их силе и выносливости. Обычно конёк делали из цельного большого ствола дерева, который удерживал всю крышу. Под скатом вырезали прямоугольники – символы земли, а ещё косички и змейки – знаки воды. Крепко-накрепко, на века зашифровывали свой уникальный код заволжские умельцы, работы которых до сих пор поражают знатоков.
На современных домах часто встречается ажурная прорезная резьба, которая появилась совсем недавно, около века назад. Делают её чаще всего из той же сосны, но толщина узора составляет всего 12 см. Для сохранения и придания яркости такую резьбу покрывают краской или лаком. С наличником дома смотрятся особенно нарядно и привлекательно.
В нашем старообрядческом крае в узорах воплощалась чистота помыслов и вечность жизни, поэтому часто использовались фигуры птиц, Берегинь, знаки солнца.
В Семёнове на улице Ванеева сохранился дом постройки конца 19 века, слуховое оконце которого выполнено в виде полусолнца. Такое украшение было распространено в домах древлеправославных христиан.

  

Образцом мастерства выполнения кружевного деревянного узора можно считать дом № 14 по той же улице Ванеева. Ажурные прорезные узоры с декоративными досками-прицелинками напоминают кружевную ленту, создающую игру света и тени. Этот дом, принадлежавший торговцу ложками Сергееву, считается памятником градостроительства и архитектуры.
Очень интересен тот факт, что, пройдя сквозь века, резьба по-прежнему продолжает нести сакральное значение. Символы воды, земли, воздуха и солнца можно встретить почти в каждом деревянном узоре. Наблюдая и разгадывая окна Семёнова, можно раскрыть немало секретов о прежних владельцах и искусных мастерах.

 

Большую коллекцию резьбы по дереву (в том числе и домовой резьбы)
можно увидеть в историко-художественном музее нашего города
по адресу: ул. Ванеева, д.5
 

Экспонат июля: Сарафан

 ...Сарафанчик развевается,
Сарафан с косой каёмочкой…

Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376 г.) Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.
Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.
В Нижегородской губернии трапециевидные сарафаны называли – косоклинки или китаешники, по названию рыхлой, крашенной синей ткани – китайки.
Крой мог быть разный, но чаще всего сарафан состоял из основы – хорошей, дорогой ткани и подклада, сшитого из более дешёвой ткани. Для получения А-образного силуэта портнихи добавляли к полотнам клинья и подклинья, делая низ более плотным и объемным. К материалу относились трепетно и осторожно, стараясь использовать каждый кусочек, поэтому, особенно в подкладке, мы часто видим разные фрагменты тканей.

  

  

В семеновском историко-художественном музее хранятся разные сарафаны, наиболее древние – «молельные» сделаны из домотканого полотна и сшиты на руках. Это была не повседневная, а обрядовая, сакральная одежда, которую берегли, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому сохранились образцы традиционной женской одежды, изучив которую мы можем судить об особенностях кроя традиционного русского сарафана.
Передняя часть сарафана состоит из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроеные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.
«Точь» - это размер ширины ткацкого стана, именно она придавала крою особенность и позволяла мастерицам изготавливать шести и четырехметровые юбки. Сарафан создавался по определенной схеме, когда использовалась вся ширина точи (65-70 см), к которой пришивали клинья. Сарафаны могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.
Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для будничных летних сарафанов годился и неотбеленный холст.

  

Старообрядческий сарафан из экспозиции историко-художественного музея г. Семенова

 

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.
Праздничный сарафан надевался редко, а потому хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, берегся перевязанный в сундуках. Именно складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный сарафан "играл" при движении.
И спустя более века, сарафан может многое рассказать о своей хозяйке: ее достаток, социальный статус, замужем ли она была или нет, и даже возраст! Этнографы считают, что именно стройность и лаконизм русских сарафанных форм легли в дальнейшем в основу всей русской одежды. 

кспонат мая: Пистолет-тромблон XVIII века

В 1980 году в «Историко-художественный» музей поступило много интересных и необычных экспонатов, переданных семеновскими краеведами. Среди них был и пистолет-тромблон XVIII века.
Тромблон - оружие исключительно военное, изначально предназначался для флота, а потом и для кавалерии. Такие пристолеты изготавливали в Англии, Франции, России, Германии, Италии, Нидерландах.

 

Главное преимущество этого оружия – быстрое перезаряжание. Именно для этого и служил раструб ствола. Благодаря этой детали тромблон можно было зарядить очень быстро и в буквальном смысле — чем попало. Пули, картечь, просто рублёный свинец — годилось абсолютно всё.
Поэтому на близком расстоянии удавалось вывести из строя сразу нескольких врагов. Вот как описывали тромблон в 1776 г. в одном из журналов того времени: "Это короткоствольное оружие большого калибра, с раструбом на конце ствола, способное быть заряженным сразу несколькими пистолетными пулями. Предназначено для обороны казарм, лестничных пролетов и дверей". Естественно, что оружие со столь привлекательными тактико-техническими характеристиками очень быстро попало в разряд "служебного". Именно тромблонами стали вооружать курьеров, почтальонов и охрану дилижансов. В дальнейшем он также часто становился оружием самозащиты путешественников и просто богатых людей.
Со временем тромблоны были вытеснены иным, более совершенным оружием.


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc