Музей города Семенов. Официальный сайт

 

 

Экспонат августа: Коромысло

Коромысло - деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Век назад считалось одним из первостепенных предметов сельского быта. Сейчас коромысло уже почти нигде не увидишь, разве что в далекой глубинке, или же в музее. В экспозиции «Дома Семёна ложкаря» находится старинное коромысло с цветным рисунком.

 

Бытовало поверье, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, мыть овощи и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой.
У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади.

 

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,

«Двое купаются, а третий дивуется»,

«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».

«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».

«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».

«Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!»

 

Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.
Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более. В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

Экспонат июля: Сарафан

 ...Сарафанчик развевается,
Сарафан с косой каёмочкой…

Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376 г.) Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.
Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.
В Нижегородской губернии трапециевидные сарафаны называли – косоклинки или китаешники, по названию рыхлой, крашенной синей ткани – китайки.
Крой мог быть разный, но чаще всего сарафан состоял из основы – хорошей, дорогой ткани и подклада, сшитого из более дешёвой ткани. Для получения А-образного силуэта портнихи добавляли к полотнам клинья и подклинья, делая низ более плотным и объемным. К материалу относились трепетно и осторожно, стараясь использовать каждый кусочек, поэтому, особенно в подкладке, мы часто видим разные фрагменты тканей.

  

  

В семеновском историко-художественном музее хранятся разные сарафаны, наиболее древние – «молельные» сделаны из домотканого полотна и сшиты на руках. Это была не повседневная, а обрядовая, сакральная одежда, которую берегли, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому сохранились образцы традиционной женской одежды, изучив которую мы можем судить об особенностях кроя традиционного русского сарафана.
Передняя часть сарафана состоит из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроеные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.
«Точь» - это размер ширины ткацкого стана, именно она придавала крою особенность и позволяла мастерицам изготавливать шести и четырехметровые юбки. Сарафан создавался по определенной схеме, когда использовалась вся ширина точи (65-70 см), к которой пришивали клинья. Сарафаны могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.
Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для будничных летних сарафанов годился и неотбеленный холст.

  

Старообрядческий сарафан из экспозиции историко-художественного музея г. Семенова

 

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.
Праздничный сарафан надевался редко, а потому хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, берегся перевязанный в сундуках. Именно складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный сарафан "играл" при движении.
И спустя более века, сарафан может многое рассказать о своей хозяйке: ее достаток, социальный статус, замужем ли она была или нет, и даже возраст! Этнографы считают, что именно стройность и лаконизм русских сарафанных форм легли в дальнейшем в основу всей русской одежды. 

Экспонат июня: Домовая резьба

Уникальный код дерева.

Издавна семёновский край славился искусством резьбы по дереву. У нас и сегодня почти каждое окно частного дома одето в деревянное кружево. Листья, круги, витиеватые линии – что это за знаки, откуда они взялись, и какой тайный смысл несут в себе замысловатые узоры?

История деревянной резьбы уходит корнями в далёкое прошлое. Чтобы узнать её, перенесёмся в эпоху Петра I и ранее – туда, где в России начинали строить массивные корабли на английский и голландский манер, богато украшая их корабельной резью. Постепенно в резьбу стали одеваться и суда на Волге, и сохранились множественные свидетельства о деревянных парусных кораблях конца 17 века, несущих на своих бортах причудливых деревянных птиц, животных и мифических существ. В те стародавние времена всё имело значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка... По верованиям наших предков знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали богатству и процветанию.
Зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов. Чаще всего для этой работы использовали сосновые и еловые породы дерева. Вот так с кораблей деревянный декор перекочевал на избы.

  

Заволжский край никогда не был богат хорошей пахотной землёй – каждый клочок приходилось отвоёвывать у топких болот и непроходимых лесов – зато дерева кругом было вдосталь. Неудивительно, что доставшиеся нашим далёким предкам скудные земли и богатые лесные массивы привели к зарождению и развитию на территории Нижегородского Заволжья деревянного промысла. Полюбили мастера это затейливое и прибыльное дело. Как волшебники, в своих избах они превращали грубые куски дерева в настоящие шедевры народного искусства. Нижегородский край давно стал краем наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву.
Наличники на окнах – относительно недавнее  изобретение, им приблизительно 300 лет. Оконные проёмы, конечно, существовали, но большое и красивое окно было привилегией богатых домов. С появлением инструментов и артелей умельцев резьбой стали украшаться дома купцов и зажиточных крестьян. Заказывали наличники, чтобы подчеркнуть статус владельца и защититься от злых сил. В городах и сёлах появлялись целые улицы, сделанные в одном стиле.

  

Традиционную домовую резьбу именовали глухой. Её особенность в том, что толстые доски прорезывалась лишь наполовину, и рисунок выглядел объёмным, возвышаясь над фоном. Большое внимание мастера уделяли крышам. Ярко украшенные коньки – это дань уважения к лошадям, к их силе и выносливости. Обычно конёк делали из цельного большого ствола дерева, который удерживал всю крышу. Под скатом вырезали прямоугольники – символы земли, а ещё косички и змейки – знаки воды. Крепко-накрепко, на века зашифровывали свой уникальный код заволжские умельцы, работы которых до сих пор поражают знатоков.
На современных домах часто встречается ажурная прорезная резьба, которая появилась совсем недавно, около века назад. Делают её чаще всего из той же сосны, но толщина узора составляет всего 12 см. Для сохранения и придания яркости такую резьбу покрывают краской или лаком. С наличником дома смотрятся особенно нарядно и привлекательно.
В нашем старообрядческом крае в узорах воплощалась чистота помыслов и вечность жизни, поэтому часто использовались фигуры птиц, Берегинь, знаки солнца.
В Семёнове на улице Ванеева сохранился дом постройки конца 19 века, слуховое оконце которого выполнено в виде полусолнца. Такое украшение было распространено в домах древлеправославных христиан.

  

Образцом мастерства выполнения кружевного деревянного узора можно считать дом № 14 по той же улице Ванеева. Ажурные прорезные узоры с декоративными досками-прицелинками напоминают кружевную ленту, создающую игру света и тени. Этот дом, принадлежавший торговцу ложками Сергееву, считается памятником градостроительства и архитектуры.
Очень интересен тот факт, что, пройдя сквозь века, резьба по-прежнему продолжает нести сакральное значение. Символы воды, земли, воздуха и солнца можно встретить почти в каждом деревянном узоре. Наблюдая и разгадывая окна Семёнова, можно раскрыть немало секретов о прежних владельцах и искусных мастерах.

 

Большую коллекцию резьбы по дереву (в том числе и домовой резьбы)
можно увидеть в историко-художественном музее нашего города
по адресу: ул. Ванеева, д.5
 

кспонат мая: Пистолет-тромблон XVIII века

В 1980 году в «Историко-художественный» музей поступило много интересных и необычных экспонатов, переданных семеновскими краеведами. Среди них был и пистолет-тромблон XVIII века.
Тромблон - оружие исключительно военное, изначально предназначался для флота, а потом и для кавалерии. Такие пристолеты изготавливали в Англии, Франции, России, Германии, Италии, Нидерландах.

 

Главное преимущество этого оружия – быстрое перезаряжание. Именно для этого и служил раструб ствола. Благодаря этой детали тромблон можно было зарядить очень быстро и в буквальном смысле — чем попало. Пули, картечь, просто рублёный свинец — годилось абсолютно всё.
Поэтому на близком расстоянии удавалось вывести из строя сразу нескольких врагов. Вот как описывали тромблон в 1776 г. в одном из журналов того времени: "Это короткоствольное оружие большого калибра, с раструбом на конце ствола, способное быть заряженным сразу несколькими пистолетными пулями. Предназначено для обороны казарм, лестничных пролетов и дверей". Естественно, что оружие со столь привлекательными тактико-техническими характеристиками очень быстро попало в разряд "служебного". Именно тромблонами стали вооружать курьеров, почтальонов и охрану дилижансов. В дальнейшем он также часто становился оружием самозащиты путешественников и просто богатых людей.
Со временем тромблоны были вытеснены иным, более совершенным оружием.

Экспонат апреля: Горка

В образцах русской мебели всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. Мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Одним из важных предметов мебели для хранения вещей являлся буфет-горка.

 

В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет. В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали.
Одну из таких горок можно увидеть на данный момент в светелке музея народного быта «Дом Семёна ложкаря» (см. Фото). Сотрудники музея с удовольствием покажут экспонаты и расскажут об истории их возникновения, крестьянских традициях и предметах народного быта. 

Экспонат мая: Пасочница

Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма пасочница. Сохранилась эта традиция приготовления пасхи и в наши дни. На дощечках деревянной пасочницы с внутренней стороны вырезаются буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа, иногда также голубя, символа Св. Духа. Древние мастера при изготовлении форм для пасхи украшали их стенки узорами, которые потом пропечатывались на стенках десерта. Такие пасочницы передавались по наследству и считались семейной ценностью.
Неизвестно, откуда пошло такое заблуждение, но почему-то наши соотечественники часто называют пасхами куличи и пасхальный хлеб. Видимо, путая с украинским названием кулича — пасхой! На самом же деле, пасха — это творожное блюдо с изюмом, сухофруктами и орехами, традиционно готовящееся на одноименный праздник.
Традиционная форма для пасхи — пирамида с усеченной вершиной, чему есть свое объяснение. Своей формой пасха символизирует Гроб Господень, в котором и произошло Воскрешение Иисуса Христа, величайшее чудо, поддерживающее среди христиан веру в Царствие Небесное. Именно этому чуду и посвящен праздник Пасхи. 

  

Пасочница из коллекции музея народного быта "Дом Семена Ложкаря"

 

Советы по приготовлению творожной пасхи

- Чтобы пасха легко вынималась из пасочницы с сохранением формы, пасочницу перед заполнением необходимо выстлать чуть влажной марлей;
- Сметану для пасхи лучше всего брать густую, жирную. Чтобы удалить из сметаны излишнюю влагу, сметану нужно поместить в холщевый мешок или завернуть в несколько слоев марли, аккуратно отжать, а затем на несколько часов поместить под пресс;
- Вместо того, чтобы протирать творог через сито, можно дважды пропустить его через мясорубку. Творог для приготовления пасхи можно сделать из топленого молока. Технология его приготовления такая же, как и для обычного творога, только молоко предварительно затапливают в духовке в течение нескольких часов (чем дольше топится молоко, тем интенсивнее становится его окраска). Пасха из такого творога имеет красивый розовый цвет и приятный тонкий привкус;
- Пасху следует не менее 12 часов держать в холоде под гнетом;
- Если в пасху кладут изюм, то его нужно хорошо промыть, перебрать, просушить на полотенце или салфетке;
- Цукаты апельсиновые для пасхи нужно мелко нарезать, цедру лимона натереть на терке, пряные добавки мелко смолоть в кофемолке и просеять через частое ситечко;
- Ядра миндаля легко очистятся, если залить их кипящей водой и оставить на 20-30 минут, тогда кожица легко снимается. Затем ядра подсушить и измельчить.

Экспонат марта: Лестовка

Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо. И замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

 

Лестовка из коллекции историко-художественного музея г. Семенова

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующим небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени – 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно – 40 ступеней. Это означает 40–дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда – ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка – евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки – семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек – отсчет количества отмоленных лестовок – в изделиях современной работы отсутствует. Так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.
Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т.н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.
Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа. 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc