Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат августа: Хохломские чаши

Самые ранние произведения хохломы относятся к XIX веку (их можно увидеть с коллекциях Русского музея, Нижегородского музея истории ремесел, Государственного исторического музея и др., а также в собрании Семеновского историко-художественного музея). Это, как правило, разнообразные по назначению предметы быта. Среди них наибольшее количество составляет деревянная посуда, представленная в основном мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных, 70-80 сантиметров диаметром; различными поставцами и бочатами, солонками и множеством ложек. Такие предметы выполнялись в основном для крестьянского обихода.

  

Хохломская посуда, I пол. XIX века

Одинаковая по названиям посуда весьма различалась по форме и размерам. Например, в чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими. Самыми крупными были так называемые артельные чаши. А в собрании Государственного исторического музея в Москве хранится чаша для бурлаков высотой в 20 и диаметром в 62 см. Близкими к ним были миски, которые служили и для вторых блюд и для питья. Из маленьких чашек — размером до 10 см в диаметре — кормили детей. Блюда делали плоскими, с широким горизонтальным бортом. Они были праздничной посудой — в них подавали на стол блины, рыбу, пироги. Более плоские чаши служили для «заедок»: пряников, орехов, сладостей, — а также для подношений к столу чарок с напитками.

  

Чаши из собрания Семеновского историко-художественного музея (II пол. XIX века)

Увидеть артельные чаши, блюда, а также другую посуду, созданную мастерами позапрошлого столетия, Вы можете в экспозициях Музейно-туристического центра "Золотая Хохлома" (ул. Чкалова, д.18В) с пн. по пт. с 10.00 до 18.00, в сб. с 10.00 до 13.00 и в вс. с 10.00 до 16.00. Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41.

Экспонат июля: Ковши по сказкам Пушкина

2015 год в Росси было решено сделать годом литературы. Что, несомненно, верно, поскольку наша страна все еще остается одной из самых читающих держав мира, является родиной всемирно известных авторов - как современников, так и классиков, чьи произведения составляют сокровищницу мировой литературы.
И Семенов в этом плане не исключение. Всем нам хорошо известно имя поэта-земляка Бориса Корнилова, все мы читали замечательные романы Мельникова-Печерского - "В лесах" и "На горах", рассказывающие о жизни нижегородского Поволжья. А действие романа "В лесах" и вовсе разворачивается на нашей семеновской земле. 
Не обошло влияние литературы и главный семеновский промысел - золотую хохлому. Множество изделий сделаны мастерами по мотивам русских народных сказок и произведений великих писателей. И наиболее яркий пример - ковши резчика М.И. Угланова (1937 год), где детально воссозданы из дерева образы пушкинских сказочных поэм. 

  
  
   

Увидеть уникальные экспонаты можно в экпозициях МТЦ "Золотая Хохлома"
Справки по телефону : 8 (83162) 5-61-41 

Экспонат июня: Деревянная ложка

С июня 2015 года в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря" представлена новая расширенная коллекция ложек. Дом поистине стал оправдывать свое название, ведь количество экспонатов выросло в разы. Первоначально общее количество ложек в музее насчитывало 282 шт., а на сегодняшний день их около 600.

  

Начиная с XII века, ложки, как и все необходимые предметы, изготавливались внутри семьи, это была эпоха натурального хозяйства с домашним производством. Мужчина должен был обеспечить дом предметами обихода из дерева и железа. У кого-то это получалось лучше других. Секреты ложкарного мастерства передавались от отца к сыну, из рода в род. Их домашнее производство совершенствовалось, и постепенно на его базе возникло ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий. Особенно ярко было развито ложкарное ремесло вокруг села Семёново, Нижегородской губернии, где в XVII веке зародился и получил развитие ложкарный промысел. В городе Семёнове во второй половине XVIII века наблюдается резкий подъём ложкарного промысла. В 1811 году был открыт ложкарный цех. В 1889 году производством деревянных ложек занималось 6930 человек разного пола и возраста, в год вырабатывалось более 3 миллионов деревянных ложек. В начале ХХ века Семёнов – уже признанная ложкарная столица. Однако, в послевоенные годы ложкарный промысел резко сократился из-за низкой оплаты труда. Это было в том числе и следствием распространения металлических ложек, которые вытесняли в быту ложки деревянные. С 1950 года артель «Экспорт», кустарно-промыслового объединения «Ложкосоюз», стала называться «Хохломская роспись» (семёновская хохлома). В 1985 году здесь было начато производство составной ложки: черенок у неё изготавливался отдельно и вставлялся в лопасть, а также ежегодно приобретались белые ложки – «бельё» - сделанные в ручную надомниками, бережно сохранявшими традиционную её форму.

  
Ждем Вас в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".
Справки по телефону: 8 (83162) 5-97-63.

Экспонат мая: Солдатский треугольник

 «И почтальон с ума сойдет, разыскивая нас…»

В 2015 году наша страна отмечает 70-летие окончания войны. Почти не осталось ветеранов, которые могут рассказать о своих впечатлениях, о тех тяжёлых военных временах. Слава её героев не меркнет с годами, просто всё труднее по крупицам собирать информацию непосредственно от участников войны.
Письма раньше были единственным источником информации между солдатом и его близкими. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Находясь в страшном аду войны, автор стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.


Материалом для письма часто было то, что попадалось под руку: папиросная бумага, тетрадный лист, кусок плаката, канцелярский бланк, а писали химическим карандашом. Письма с фронта приходили без конвертов, купить их в полевых условиях было невозможно. Листок бумаги сворачивали в треугольник, на нем писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась. Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась Действующая Армия, № полевой почты и части. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы.
Прочитайте строки из письма Пескова Василия Григорьевича с фронта. В своих письмах детям он не переставал желать им мирной и счастливой жизни. Он писал, что прогонит немцев и вернется домой. Не вернулся…, но прогнал врага так, чтоб другим неповадно было. 

Гимн советского народа по всей стране нашей звучит
Это счастье, наша радость скоро всю жизнь завеселит.
Я люблю вас дорогие и ласкаю вас всегда
Недалек тот час победы
Встреча наша так близка.
Прошло два года мои вы дорогие
Это 720 дней не видал я вас так долго
Но я люблю вас и жалею
Скоро скоро час победы прогремит по всей земли
И ваш папа к вам приедет
Будет радость вам и мне.

Эскпонат апреля: Солдатский медальон

Реликвии войны:
Солдатский медальон

В преддверии 70-летия Великой Победы научные сотрудники историко-художественного музея предлагают вниманию читателей ряд статей о личных вещах советских солдат и опознавательных знаках времён Великой отечественной войн, переданных нашими ветеранами в фонды музея. Открывает этот цикл материал о солдатском медальоне, переданном в музей жительницей г. Семёнова Взвозской Тамарой Марковной.

«Смертный медальон» - так называли солдаты маленькую капсулу, которая содержала необходимые сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения и группу крови.
История данного предмета своим корнями уходит в далекое прошлое. Впервые специальные жетоны для идентификации военнослужащих в Российской армии начали применять в конце 19 века. В книге "История лейб-гвардии егерского полка за 100 лет. 1796-1896 гг." говорится, что в 1877 г., когда полк готовился к отправке на театр военных действий в Болгарию (русско-турецкая война 1877-1878 гг.), все солдаты и офицеры получили металлические жетоны со шнурком для ношения на шее. На жетоне выбивались литеры-аббревиатуры названия полка, номер батальона, роты и личный номер военнослужащего. Позже царский шейный знак (солдатский личный опознавательный медальон-ладанка) стал применяться в Рабоче-крестьянской Красной Армии и на флоте как документ, удостоверяющий личность и для установления личности погибших военнослужащих. До этого в РККА вообще не было никаких идентификационных знаков, по которым можно было бы опознать погибшего красноармейца.

 

Солдатский медальон был введен Приказом Реввоенсовета № 856 от 14.08.1925 года. Выдавался он всем военнослужащим срочной службы воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и заведений военного и морского ведомства после прибытия в свою часть при зачислении их на службу. В медальон вкладывался специальный бланк (вкладыш), изготовленный типографским способом на пергаментной бумаге, который содержал необходимые сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, занимаемую должность. Использование пергаментной бумаги должно было защитить бланк от порчи при ношении медальона. Медальон относился к табельным вещам, предметам снаряжения и являлся вещью бессрочной, а в случае его утери немедленно выдавался новый. Он был сделан из жести в виде плоской коробочки с размерами 50х33х4 мм и должен был носиться на груди. Для этого в обеих половинках медальона предусмотрены проушины для тесьмы. Медальоны были двух типов: сдвижные и на петле. При использовании такого типа медальона во время финской кампании выяснилось, что медальон негерметичен и пергаментный листок быстро приходит в негодность. В марте 1941 г. он был отменен. "Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время" № 138 от 15.03.1941 года вводились новые медальоны в виде восьмигранного пластмассового (текстолитового) пенала, имеющего винтовую крышку, с вкладышем на пергаментной бумаге в двух экземплярах. На бланке вкладыша имелись следующие графы: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание; уроженец: республика, край, область, город, район, сельский совет, деревня; адрес семьи; фамилия имя и отчество родственника; каким райвоенкоматом призван; группа крови. Указывать наименование воинской части в медальоне запрещалось. Один экземпляр вкладыша должен был изыматься похоронной командой, а второй вкладываться обратно в медальон и оставлялся на погибшем. Но реально, в условиях боевых действий, это требование практически не выполнялось, медальон изымался целиком. На основе данных бланков составлялись списки безвозвратных потерь.

  

Медальон носился в специальном кармашке на поясе брюк. Был вариант пенала с проушиной для ношения медальона на шее. Несмотря на то, что официально медальон был введен в марте 1941 года, применялся он уже в финскую кампанию, которая в то время в СССР называлась не иначе как "пограничный конфликт". Его отличие состояло в том, что на бланк медальона наносилась вертикальная зеленая полоса, что обозначало принадлежность военнослужащего к погранвойскам или частям НКВД. Многие военнослужащие срочной службы, принимавшие участие в финской кампании 1939-40 гг. с немцами воевали с медальонами и вкладышами нового образца. Из-за нехватки стандартных медальонов в частях Красной Армии использовались и деревянные, и металлические медальоны. Иногда вместо пенала использовалась обычная винтовочная гильза, а вместо стандартного вкладыша, отпечатанного типографским способом , военнослужащие вкладывали в медальоны записки с личными идентификационными данными на обрывках бумаги или газеты, листовки . Как правило, пергаментные и бумажные вкладыши в таких медальонах сохранялись плохо. 

  

Часто медальоны, которые попадаются в земле участникам поисковых отрядов, оказываются пустыми, а в некоторых из них - махорка, булавки или спички. Встречаются медальоны с незаполненными вкладышами. Существовало поверье, что заполнение “смертников”, как их называли солдаты, считалось плохой приметой. Но есть и другая точка зрения. Незаполненные вкладыши медальонов это не что иное, как последствия их заполнения чернилами, изготовленными на растительной основе. Такие чернила угасают и вымываются практически полностью в результате длительного пребывания в неблагоприятных условиях. Такие находки передаются в специальные центры судебной экспертизы и восстанавливаются буквально по крупицам с использованием современных технических инноваций. Они исследуются под микроскопом, и иногда, кажущийся незаполненным бланк по едва заметным следам пера открывает тайну безвести павшего солдата, защитника Родины…

Главный научный сотрудник музея
Корьева Д.А.

Экспонат марта: Кузнечные меха

Ручные кузнечные меха -  устройство для нагнетания воздуха в кузне. Чаще всего представляет собой мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Ручные меха использовали для получения непрерывной воздушной струи в кузнечном деле. А смысл устройства в том, что воздух порционно нагнетается в крупный резервуар, из которого выходит затем стабильным (непрерывным) потоком. Таким образом, перебои с подачей воздуха исключаются.

Изображения кузнецов в античности:

  

1.Плита с римского надгробия над могилой кузнецанач. н.эMacтep сидит около горна перед наковальнейподмастерье кyeту левого края плиты видна рукоятка кузнечных меховсверху висят инструменты 
2.Двухкамерный кузнечный 
мех с теплозащитным экраном (по надгробному рельефному изображению в Аквилеях времен средней императорской эпохи)

Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой — соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах еще в XX в.

Схема устройства простейших ручных кузнечных мехов:

  

Детальнее об их устройстве можно узнать здесь

Кузнечное ремесло является очень древним. Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. И недаром их крыши украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Славяне считали, что кузнецов оберегал бог Сварог, который, помимо всего прочего, наделил их даром излечивать различные болезни, колдовать и отгонять злые силы.

   

1. Сварог-коваль (худ. Горислав)
2. Печные мехи

В нашей стране кузнечное дело в средние века достигло больших высот. В 15-17 вв. в Новгороде и Москве одна за другой рождались кузнечные корпорации, кузнецы селились группами, так и возникали слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице). Вручную мастера ковали огнестрельное и холодное оружие, подсвечники, замки, часы, подковы, различные инструменты, фурнитуру для дверей и сундуков, решётки, ворота, ставни, перила, балконы, украшения и предметы быта. 
В XV-XIX вв. во всех странах происходит специализация кузнечного ремесла по отраслям. Так, лучшие фонари, ограды, решётки, ворота изготавливали петербургские (Царское село) и версальские мастера, особо славились оружейники из Тулы, Астрахани, Милана, Дамаска и Аугсбурга. Ножи и инструменты предпочитали покупать в Павловске на Оке, Ноттингеме, Золингене, а самые хорошие замки делали в Нюрнберге. 


Меха в аутентичном интерьере кузницы

В Семеновском уезде XIX века был значительно развит кузнечный промысел. В основном, ремесло было сконцентрировано в юго-восточных волостях уезда и в самом городе. Продукция, изготавливаемая местными мастерами, была самая разнообразная: цепи, столярные  инструменты, гвозди, весовые коромысла, скобы, ограды. Также были выкованы ограды к Воскресенскому собору, церкви «Всех святых». Инструментами кузнецов Строинских, Осьмушниковых, Ладиловых работали тысячи местных умельцев по дереву. Их топоры были превосходного качества, настолько прочные и острые, что легко перерубали стальные прутья.

  

Кузнечные меха в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря"

Мы с радостью расскажем Вам больше при посещении нашего музея.
Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97

Экспонат января: Ткацкий стан


Дом Семена ложкаря приглашает и взрослых, и детей заглянуть в историю и познакомиться с одним из самых важных предметов крестьянского быта – ткацким станом. Многим из людей современного мира, века информационных технологий, господством машин практически не знаком ручной труд. Порой молодое поколение не представляет, как выглядел процесс производства одежды, не знают о том, насколько это кропотливая работа, требующая много терпения, усидчивости и внимания.

Ткацкий стан называют по-разному: ткацкий стан, став, кросно. Ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести. За тысячи лет он множество раз изменялся, эволюционировал. Сначала использовали для изготовления ткани примитивные вертикальные рамки, потом появились ручные ткацкие станы. Многие спросят: «Почему именно «стан»? Откуда такое название?» У вертикальной рамки человек работал именно стоя. От слов «стать, «стоять» и произошло слово «стан»» Науке известно, что впервые изделия из хлопка, изготовленные на ткацком стане, появились в Индии в еще 3 веке до н.э. Ткачество считалось даром, посланным человеку богами. Почти у всех народов есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей.


Еще сто лет назад Россия была домотканной. Почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий стан, и каждая женщина была рукодельницей - пряла, ткала, вышивала. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. Как правило, на станке были две нитченки и две педали. Ткачиха сначала нажимала на одну подножку, и соединенные с ней нитченки шли вниз вместе с рядом нитей основы. Через образовавшийся между нитями зазор – "зев" – ткачиха пропускала челнок с уточной нитью, затем она нажимала на другую подножку, и вниз опускалась вторая нитченка с другим рядом нитей, а первая нитченка поднимался наверх. Опять между рядами нитей через "зев" пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом, чтобы плотнее прижать их друг к другу и сделать полотно более прочным. Бердо представляло собой ряд тонких тросточек, в которые пропускали нити основы при заправке станка. Бердо помещали в набилки (деревянную раму) и подвешивали на планку к верхней части станины. Таким образом, ткань на ткацком станке образовывалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. Так ткали простое полотно, однако стан мог иметь большее число нитченок, и тогда на полотне можно было получить узоры. В нашей стране пользовались в основном горизонтальными станками, однако в южных губерниях иногда использовали вертикальные станки. На домашних станах ткали полотно изо льна, конопли или крапивы. Потом шили рубахи, юбки, порты. Красной нитью выводили узоры на полотенцах. Из старых заношенных ситцев ткали коврики и дорожки для избы (половики). По завершении длительного пятимесячного периода ткачества (ноябрь - март) в благодарность за помощь в церковь, к иконе святой Параскевы Пятницы ткачихи несли в дар свои работы: холсты, отрезы тканей, полотенца, чтобы и впредь не лишиться ее заступничества и покровительства.

 

Окунуться в мир русской женщины XIX века, почувствовать себя настоящей рукодельницей можно и сейчас, например, записаться на цикл мастер-классов по заправке ткацкого стана или посетить выставку ткацких набилок «Все набилки хороши» в Музее народного быта «Дом Семена ложкаря» в январе-феврале 2015.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97

Экспонат февраля: Льномялка

Первыми выходили мять лен девушки с распущенными волосами. Как гласит поверье,  для получения мягкого и шелковистого волокна. Ведь изначально, мятье льна как и другие процессы его обработки в конце XIX-начале XX выполнялись вручную - с помощью самого известного специального орудия - мялки.

 Простейшая горизонтальная льномялка

Историк М. Моравкова на основании археологических находок высказала предположение, что в древности существовали не только ручные, но и ножные мялки для обработки льна. Классификация льномялок проводилась, предположительно, по верхней, подвижной части и нижней – статичной части. Тем самым можно выявить, что «било» могло быть однодельное и двухдельное, а низ - горизонтальный, наклонный или вращающийся. Каждый вид мялок был популярен в разной местности.
Горизонтальная мялка, в отличие от наклонной, имела ряд конструктивных особенностей, но принцип работы всех мялок был одинаковым: горсть льняной тресты брали в левую руку, а «било» поднимали и опускали правой рукой. С помощью  имеющихся в мялке ребер сгибались и  проходили стебли. Но модернизация ручного труда не стояла на месте, поэтому, в конце ХIХ, и особенно в начале XX века, в районах развитого льноводства использовались деревянные льномяльные машины, которые приводились в движение лошадьми.

  
Виды автоматизированных льномялок

Но и ручная льномяльная машина была не менее известной. Она состояла из круглого валика, укрепленного шестеренками, а работа производилась поворотом этого валика то вправо, то влево. Историки отмечают, что процесс мятья льна на машине был довольно медленным, хотя сам процесс был легче, чем на ручной мялке. Чаще всего такая льномялка была одна на всю деревню, поэтому крестьяне мяли свой лен за последующие отработки.

 
Интерьер внутреннего двора Музея народного быта "Дом Семена Ложкаря"

На данный момент одним из интереснейших экспонатов  Музея народного быта «Дом Семёна Ложкаря» является горизонтальная льномялка. Посетив наш музей, вы сможете узнать о ручном труде крестьянина, ощутить дух старинных предметов, прикоснуться к истории народного быта. Сотрудники музея с удовольствием ответят на все интересующие вас вопросы. 

Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97

Экспонат декабря: Долговые бирки

В нашей современной жизни есть много старинных выражений, присказок, поговорок, пословиц, и как столетия тому назад и сегодня многие люди верят в эти приметы и прочие суеверия. Причиной этому является, видимо, то, что мало кто из нас задумывается над историей их происхождения. 
В нашем музее хранятся удивительные по-своему применению вещи, они иногда настолько незаметны и «несмотрибельны», что многие посетители, проходя мимо, не обращают на них никого внимания, хотя и не заслуженно. И сегодня продолжая цикл статей об истории одного предмета, мне бы хотелось рассказать об уникальном экспонате - «бирки о долгах и повинностях» и связанным с ними выражением «заруби себе на носу». 
Какая же связь между бирками и процессом запоминания? А самая прямая! Выражение «зарубить на носу» означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко, а бирка - это деревянная палочка, которую везде носили с собой, и на ней ножом наносились насечки (зарубки) различной формы, чтобы не забыть о важных делах. Кроме бирок "для записи на память", широкое распространение получили так называемые "долговые бирки". На такую бирку зарубками наносилась величина долга, затем бирка раскладывалась так, чтобы раскол шел по зарубкам. Одна половина бирки оставалась у должника, другая – у кредитора. В момент расчета обе половинки складывались, зарубки при этом должны были совпадать. По зарубкам на обеих частях и велся счет уплаты налога или долга. Если долг отдавался частями, то зарубки с обеих половинок бирки срезались постепенно, по мере расплаты. По своей форме бирка напоминает нос, отсюда и выражение – «заруби себе на носу», т.е. сделай зарубки на бирке.

  

Простейшие деревянные долговые бирки

Бирки, хранящиеся в нашем музее, принадлежали крестьянам деревни Хвостиково Семеновского уезда и как раз использовались для сбора податей и налогов. Для Историко-художественного музея «носики» составляют большую гордость, ведь ничего подобного нельзя найти ни в одном другом музее Нижегородской области, можно сказать, это единичный, очень редкий экспонат.
При всем выше сказанном, бирка ещё является простейшим и первым искусственным счетным прибором. Вначале они служили для фиксации на память тех или иных чисел. Таким образом вели счет дням, количеству собранного урожая и т.п. Для различных целей существовали разные бирки и формы зарубок.
Древнейший пример пользования бирками приходится на эпоху палеолита. Первая подобная вещь была обнаружена при раскопках в 1937 г. в Вестонице (Моравия) и представляла из себя лучевую кость молодого волка длиной около 17 сантиметров с 55 глубокими зарубками. Первые двадцать пять зарубок размещены группами по пять, за ними идет зарубка двойной длины, заканчивающая этот ряд, а затем с новой зарубкой двойной длины начинается новый ряд из зарубок. 

  
Во время своего существования бирки применялись в самых различных случаях. Так, в 1763 г. в Эстонии были учреждены государственные сельскохозяйственные склады, из которых можно было брать в долг сельскохозяйственные продукты, причем наряду с расписками были узаконены и бирки.
В Сибири в связи с открытием хлебозапасных магазинов в 1805 г. получили широкое распространение так называемые "хлебные бирки". В XIX веке во многих районах, входящих в состав современной Сербии и Черногории (и стран, входивших в нее ранее), подати вносились бирками. В Швейцарии в это же время были в употреблении так называемые "водяные бирки". Крестьяне проводили себе воду из горных потоков для орошения. Для регулирования расхода воды и служили "водяные бирки" - на них отмечалось время пользования водой. У английских стрелков при помощи бирок регулировалось несение пограничной службы. У забайкальских казаков бирки имели значение различных отчетных документов. Еще в 30 гг. XX века в Польше употреблялись счеты в виде зарубок на палках – карбов (отсюда украинское слово к а р б о в а н е ц ). Таких примеров можно привести много. Все это свидетельствует о чрезвычайно широком распространении бирок.

 

 

Примеры бирок разных стран

Среди разнообразных типов бирок выделяется особая группа – счетные бирки. Простейшие счетные бирки представляли собой аккуратные палочки с 10 и 12 простыми зарубками. При помощи таких зарубок удобно было считать не только в пределах первого десятка или дюжины, но и десятками (дюжинами). Простейшие счетные бирки встречались при раскопках в Новгороде, а также были обнаружены в Тюменской области, в Красноярском крае, в Эстонии и других местах.
Бирки представляют интерес как материальное свидетельство истории развития счета и записи его результатов. Они являлись не только документом, на котором записывались те или иные данные, но и своеобразным счетным прибором с разработанными правилами вычислений.
Хотя бирку и можно отнести к счетным приборам, но все же арифметические операции при помощи бирок производить было неудобно, поэтому бирки как счетные приборы в обиходе встречались редко, в то время как долговыми, пастушескими и другими видами бирок широко пользовались еще в начале XX века.
"Срезать кого-то с бирки" - кончить с ним счет, простить долг безнадежному, несостоятельному должнику: это у простых людей считалось угрозой, поношением. Понятие чести у крестьян непременно соединялось с сознанием честного выполнения своего долга в труде, в исполнении взятых на себя обязательств. Оно включало также правдивость и умение держать слово, особенно ценилось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Не случайно о договоре, заключённом на словах, говорили, что он заключён «на совесть». По договору («ряду» - отсюда, как видим, и наш порядочный человек - это тот, кто живёт по ряду) нужно было делать всё беспрекословно. Не исполнить данного слова, обещания у крестьян считалось за грех и за стыд. «Я тебе это нарублю или насеку, нарежу на бирку, или наруби ты это себе на бирку; помни, а я не прощу. Ты у меня еще на бирке зарублен. Ты у меня давно на бирке. Корабли за морем, а бирка (долговая) у соседа, долг вернее прибытка». Такие слова могли звучать в адрес заемщика, который не мог или не хотел отдавать долги, а это уже было для него чревато, после таких слов с ним мало кто захотел бы иметь дело.

  

Английские долговые бирки

В монографии С.В. Пахмана "Обычное гражданское право в России (юридические очерки)", написанной по материалам комиссии по преобразованию волостных судов (а волостным судам официально предписывалось руководствоваться местными обычаями при разрешении тяжб и споров между крестьянами), есть следующие сведения: "Говоря о бирках, мы заметили, что при уплате долга по частям с бирки срезаются соответствующие количеству уплаты знаки, а при полной уплате уничтожается и самая бирка. Но подобно тому, как уничтожение самим кредитором долгового документа не всегда свидетельствует о действительном получении платежа, срезание с бирки или уничтожение ее, хотя по форме и служит доказательством прекращения обязательства, но делается иногда и при неисправности должника и притом не в услугу ему, а в наказание: коль скоро кредитор "срежет" должника с бирки или переломит ее, то этим лишает его доверия в глазах всего общества: поэтому одна угроза "срезать с бирки" служит уже достаточным ручательством исправности"...

  

Долговые бирки на ручке 

Вот такие интересные вещи есть в нашем музее! Изучайте историю крылатых выражений и народных высказываний - и вам откроется много интересных деталей, связанных с бытом и обычаями наших предков, ведь нам, современным людям, есть чему поучиться у людей «прошлого» - чести, мужеству, отваге и добропорядочности.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-19-30; 5-27-61


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc